-Записываем! Одно отделение в обороне может уничтожить до взвода пехоты противника. И один бронетранспортер. Если вы в засаде, возможно и танк. И все! --
Читавший на занятиях на военной кафедре лекцию по тактике подполковник как обычно был красноречив,
-- И все!, - повторил он.
---После этого ваше местонахождение будет открыто - и вы будете уничтожены залпом артиллерийской батареи, уже будничным голосом закончил он. Ну или на вас потратят ракету класса "Земля- Земля" Ну это уже вряд ли... И счастливец тот будет у кого дети!----
---Почему, почему??? - послышались голоса с мест.
------Да потому что хоть след на земле останется, будет кому о вас вспомнить.-----
Мы не сговариваясь поглядели на единственного на нашем втором курсе парня у которого уже был ребенок.
( В качестве эпиграфа)-Готовиться ко второй Вахте памяти в Беларуси я начал загодя. В том смысле, что через интернет искал все что происходило в 1941 -1945 годах в той местности, где мы были. Еще раз перечитал книгу пензенского "военного" краеведа Геннадия Тамбовцева посвященную боевому пути 61 стрелковой дивизии. Но она оставила больше вопросов, чем ответов. К примеру где эта высота 143, 3 которую несмотря на большие потери наши так и не смогли взять. Что это за роща треугольная, которую несколько дней атаковал 66 стрелковый полк. И так далее.
Приятной неожиданностью было обнаружение на иноземном форуме немецкой схемы боев июля 1941-го в Рогачевском районе. Вот когда удалось понять главное. 61-я дивизия обладая лишь артиллерией, при отсутствии поддержки авиацией и танками, почти три недели оттягивала на себя немцев. А отступать начала, когда немцы прорвались на соседнем участке фронта и возникла угроза ее окружения. Дивизия не сдалась. Она просто истекла кровью.
По приезду в район села Хомичи, свой лагерь мы разместили, где и год назад. Обустроились, и на следующее утро, отправились на разведку. Решили пройдя через лес высаженный после войны обследовать с помощью металлоискателей его опушку. Новичкам, тем кто не ездил год назад, мы обьясняли по пути, - вот немецкая траншея, вот еще, еще, эта котловина - остатки немецкого блиндажа - бревна забрали местные жители. Дошли до опушки включили металлики и пошли. Осколков от снарядов попадалось много. Порадовавшей всех находкой стали две латунные гильзы от 76-мм пушек. Мы нашли их примерно на метровой глубине.
-
- Наши, наши стреляли - возбужденно переговариваясь, мы передавали находки друг другу. На гильзах стояли цифры 1940 - мы так поняли, что изготовлены они были до войны и стреляла вероятно пушка принадлежавшая артполку 61-й дивизии.
А я заинтересовался местом. Итак, здесь стояло наше орудие. И место отличное - котловина, издали не видно. Командир артиллерист, находясь на краю этой котловины мог наблюдать за противником и давать верное направление стрельбы. Вероятно гильз было больше, но куда они делись - не установить.
Конечно, главное, что нас интересовало это оставшиеся лежать в окопах-могилах бойцы Красной Армии. Я глядя еще дома на немецкую карту раздумывал, а чего это немцы, так отступили вглубь, когда части 63 стрелкового корпуса заняли плацдармы на Днепре?! Ведь мог противник остановиться на реке Друть? Вероятно мог, но может просто захотел использовать для накопления сил и последующей контратаки более выгодную местность - высоты в районе сел Тихиничи, Озераны?? А наши свои тылы расположили в болотистой местности.
Помнится у Валентина Пикуля есть нечто подобное.
"— Мало вас били, — упрекнул его Хрущев.— Меня — да — мало! — не возражал Чуйков, и Гордову стало явно не по себе, когда он со знанием дела стал нахваливать гибкую тактику противника.
— Казалось бы, — доложил он, — оборона вдоль реки и должна бы повторять конфигурацию береговой черты. Однако немцы умышленно оторвались от береговых контуров. Даже отступили от реки, нарочно создав «ничейное» пространство, чтобы мы в нем завязли.."
Валентин Пикуль "Барбаросса"
Через день после прибытия в прекрасную страну к нашему отряду присоединились белорусские поисковики, их друзья, которые так же хотели внести свою лепту в доброе дело, и саперы.
Когда зашел разговор о том, куда направимся, я предложил урочище Маньки, где когда-то находилась деревня Маньки. Бои там были жаркие. Мне же возразили В Маньках все изучено. Больше шансов, если двинемся в Виричев. Ну что ж в Виричев, так Виричев.
На приведенной выше немецкой схеме вы его найдете справа И есть дорога на Тихиничи. Обратите на это место внимание. Год назад мы, пензенцы, вели поиски, что называется растопырив пальцы, поделившись на несколько групп. В этот раз все было иначе.
Мы решили бросать на интересующее нас место весь отряд плюс наших замечательных друзей белорусов, после чего двигаться дальше.
Раскопки мы вели не в самом Виричеве, а на окраине села. В нескольких метрах от ограды деревенского кладбища. Бойцы и командиры нашей 61 дивизии держали здесь оборону примерно с 15 июля и до 21 июля 1941. Вот абзац из воспоминаний советского военоначальника Еременко.
"Ожесточенные бои на фронте продолжались и 21–23 июля. Подтянув на правый фланг группы армий "Центр"
И что интересно. Согласно данным ОБД-Мемориал, в боях за этот населенный пункт сложили голову всего три человека. Но это конечно огромная неточность. Люди гибли и их хоронили прямо в окопах или воронках.
Михаила Лихачева похоронили именно так. http://www.obd-memorial.ru/Image2/filte … 7f0c60811c :
Как только мы цепью рассыпавшись стали двигать вдоль дороги наши металлики запищали. И началось. Сначала нашли одного солдата, потом другого. Нашли множество осколков от немецких снарядов и мин. Откуда же они стреляли? На горизонгте виднелось крупное село Тихиничи. Ну вот и отгадка. Немцы силой артиллерии заставили наших отойти. Видимо атаки результата не дыли, и начались массированные артобстрелы. В обьектив моей " мыльницы" не попал щиток от станкового пулемета " Максим" расколотый! пополам чем -то очень тяжелым. Я лично держал в руках две потемневшие от ржавчины половины щитка. Думать о том, что стало с пулеметчиками - не хотелось.
Вокруг полным ходом шла уборочная - тракторы, "МАЗ"ы возили солому, зерно с полей. Вообщем все радовалось жизни, а нас больше занимала тема смерти..Все было именно так. Уже позже стало известно, что на сельском кладбище должна находиться братская могила июля 1941 года, но увы - руки унас до нее так и не дошли. Кроме привычных нам стальных шлемов нашли еще одну "халхин-голку". Хозяин ее вероятно погиб.
Обнаружив скелет, мы аккуратно собирали все кости, фиксировали их в специальном формуляре. Обязательно обращали внимание на зубы - чистые, без каких-либо следов кариеса.
--Сельчане, Лет 28-35-ти --- констатировали работавшие вместе с нами белорусы из поискового обьединения "Батьковщина"
---Ну какое сладкое в деревнях кроме меда и пареной тыквы!! Вот у мобилизованных из села зубы потому и были хорошими!!!!-------
Когда мы считали, что обследовали уже всю территорию вокруг кладбища обнаружили каску. Она была повреждена осколком.
Копнули вокруг раз, другой, потом наш друг Евгений из Минска потянув шлем вверх
возбужденно проговорил
--Все!!! Череп! С волосами! Солдат! Он коротко свистнул возившимся у машин поисковикам - Солдатик!----
Боец был убит осколком снаряда, Железо пробило каску и череп. Смерть была мгновенной и страшной.
На этом поле мы нашли два или три медальона, два уже точно было не прочитать - капсулы были повреждены, на еще один оставалась надежда.
Пришло время обеда и все достав сухой паек устроились прямо у машин. Все возбужденного переговаривались. Есть находки находки хорошие. Можно кроме того предполагать, что среди найденных бойцов есть пензенцы - ведь не один же Михаил Лихачев здесь погиб!?.
После обеденной паузы отряд, частью пешком ( в том числе и я), частью на машинах были переброшены на опушку села Хомичи. Место я узнал сразу - там, где за день-два до отъезда прошлогодней экспедиции мы на пригорке нашли останки нескольких красноармейцев...
(Продолжение следует)