zihuatanexo (zihuatanexo) wrote,
zihuatanexo
zihuatanexo

Category:

Леди и джентльмен с SS "!City of Cairo". 51 день в Атлантике.


Привычная для Второй мировой сцена. Немецие подводники "общаются" с членами экипажа потопленного корабля.


Признаться, еще полтора года назад задумал написать пост об океанской одиссее двух британцев с потопленного торгового судна. Мужчины и женщины.
Итак, вернемся во 2-е ноября 1942 года. Место действия - Атлантический океан. 1000 миль (1600 км) от африканского побережья и 500 миль (800 км) от острова Св. Елены. До Бразилии 2000 миль. (3200 км) В этой самой географической точке немецкая субмарина U - 68 торпедировала британский торговый корабль "Город Каир" (SS City of Cairo).
Этот пароход был мобилизован во время Второй мировой войны, для осуществления перевозок колониальных товаров и пассажиров в Соединенное Королевство. 1-го октября 1942-го судно вышло в свой последний рейс из Бомбея.



Путь лежал через порты Дурбан, Кейптаун и Пернамбуку (Бразилия).
Корабль покинул Кейптаун в 6 часов утра 1 ноября. На борту кроме экипажа находился 101 пассажир, в том числе 28 женщин и 19 детей. Военный транспорт был вооружен орудиями для защиты от вражеских подводных лодок и доукомплектован двумя запасными экипажами из числа ласкар (так звали индийских моряков, служивших на британских кораблях). Корабль вез 7422 тысяч тонн грузов, в том числе чугун, древесину, шерсть, хлопок, марганцевую руду и 2000 ящиков с...Впрочем, их содержимое было государственной тайной.
Вечером 6-го ноября 1942 года "U - 68" атаковала "британца". Торговое судно во время движения оставляло за собой густой дым и именно так немецкие подводники заметили цель. А дальше оставалось только догнать жертву и поразить её.
"Город Каир" медленно стал погружаться. Капитан отдал приказ спустить шлюпки и всем покинуть корабль. Добровольно остался радист Гарри Пеевер, что бы до последнего подавать сигнал бедствия.
Повторюсь, "Город Каир" тонул медленно, но после того как в него попала вторая торпеда, обреченное судно скрылось в волнах.


предположительно лежащий на океанском дне винт от второй торпеды

На океанской глади остались шесть шлюпок, до отказа заполненных людьми - пассажирами и моряками.
И тут послышался шум, и на поверхности появилась немецкая субмарина. Капитан Мертен спросил у находившихся в ближайшей спасательной шлюпке людей про название судна, вид груза и были ли на борту военнопленные.



капитан Мертен

Затем он сообщил, что ближайшая к ним земля это остров Святой Елены, показал направление и замолчал. Он смотрел на британцев и индийцев, а они на него.
А затем Мертен произнес фразу, навсегда вошедшую в историю Второй мировой войны.
----------“Спокойной ночи. Сожалению, что потопил вас”----------------------
"U -68" взяла курс к берегам Западной Европы. А в шлюпках, утром следующего дня был устроен "совет". Так как в момент гибели корабля с собой взяли немного воды и еды, запасов должно было хватить ненадолго. Спасение могло прийти только при появлении корабля одной стран антигитлеровской оси.




Выжившие подсчитали, что они должны добраться до острова Св. Елены через две-три недели. Был установлен норматив расходования питьевой воды - 110 миллилитров в сутки, и это в условиях тропической жары!
Семь дней спасательные шлюпки находились рядом друг с другом. Но потом начался шторм и группа утлых судёнышек была рассеяна.
Что было потом?
В течение следующих трех недель одни лодки были обнаружены военными и торговыми судами, а другие исчезли. Погибли 79 членов экипажа, три артиллериста и 22 пассажира. Капитан и 154 выживших были доставлены спасшими их кораблями на остров Святой Елены. 47 человек с "Каира" высадили в Кейптауне.
Очень долгое время ничего не было известно о шлюпке № 4. В ней находились индийские и британские моряки и женщина - пассажир. её звали Маргарет Гордон. Вместе со своим мужем, Кроуфордом Гордоном она направлялась в Великобританию.



Супруги Гордон. Фото сделано после свадьбы

Путь был неблизким. "Город Каир" развивал всего 10 узлов и эта восьмитысячетонная махина из Кейптауна следовала в сторону Бразилии, а затем корабль должен был, прижимаясь к побережью Америки дойти до канадского Галифакса и войти в состав одного из военно-транспортных конвоев направлявшихся в Англию. Очень, очень неблизкий был путь. Но что случилось с пароходом, вы уже знаете.
Когда пассажиры и команда спешно грузили в шлюпки теплые вещи, продукты, воду и рассаживались в них, Маргарет Гордон и её муж Кроуфорд разминулись.



В последний момент он и еще несколько человек прыгнули в последнюю лодку, но водоворот от тонущего корабля затянул их. Так Маргарет Гордон стала вдовой. Горе? Несомненно. Но эта женщина оказалась сильнее многих мужчин. Впрочем, обо всем по порядку.
Англичанка оказалась 21-футовой лодке № 4, где руководство над всеми, кто оказался в ней взял третий помощник капитана Джеймс "Нокер" Уйат. Ему тогда было всего 25 лет. В свои 32 года Маргарет Гордон была самой старшей на лодке, на год старше «Солли» Соломона, моряка, одного из шести европейцев - моряков и пассажиров с "Каира", плюс еще 10 ласкаров" , - Indian Cabin Crew. Итого - 16 человек. Пятнадцать мужчин и женщина.
Чтобы быстрее добраться до острова Святой Елены "экипаж" шлюпки смастерил и поднял импровизированный парус.
Питание было весьма скудным. Все, что успели погрузить, когда тонуло судно, в шлюпку, это 2 бочонка и 2 бака с водой, банки с сухим печеньем, пеммикан - разновидность сушеного мяса, некогда традиционная морская еда, а так же шоколад и молочные таблетки Horlicks.



Ежедневный рацион на одного человека состоял примерно из 2 ложек воды, одного печенья, одной чайной ложки пеммикана, одного кусочка шоколада и таблетки Horlicks в полдень; а вечером - печенье, шоколад и пеммикан.
Маргарет Гордон позже писала - «Было очень приятно лакомиться шоколадом, а вот, что касается остальных порций продуктов - их было невероятно трудно есть, если учесть скудную дозу воды, которая выдавалась для этого"
В шлюпке было шесть одеял и несколько теплых вещей.
Чтобы вычистить верхнюю одежду Маргарет предложила намочить её в океанской воде, "прополоскать" а затем высушить, повесив на край борта. Несколько мужчин в лодке были без обуви- не успели обуться, когда покидали каюты и англичанка сшила для них мокасины из парусинового чехла. Оставшиеся куски чехла пошли на изготовление шляп от солнца. Для этого Маргарет использовала шпагат.
Когда люди оказываются посреди океана и все, что им остается это просто ждать помощи, крайне важно сохранить присутствие духа.
Помните в "Пиратах 20 века" момент, когда один из уцелевших моряков в шлюпке начинает бриться?? Так вот Маргарет всячески "пропагандировала" ежедневную чистку зубов.
Она выяснила, что полоскание рта морской водой непосредственно перед употреблением свежей воды не вызывает жажды. Надо полагать, будучи женщиной она не забыла захватить при крушении судна свою косметичку.



И вот теперь ей очень пригодился крем Elizabeth Arden для лечения солнечных ожогов. Ну, а тем кто хотел бы знать как он выглядит, для этого у нее было небольшое зеркало. все-таки она была настоящей леди.
Первые ночи, как только в океане скрывалось солнце, становилось холодно. Чтобы не пропустить - вдруг вдали покажется корабль, было установлено дежурство. Офицер Уайт и еще два моряка посменно находились у руля.
И вновь строки - воспоминания Маргарет Гордон.
«Теперь мы приспосабливались к рутине жизни в лодке. Двое из 16-ти уже ранее попадали в подобные передряги. их суда после торпедирования утонули. Но их и спасли почти сразу. поэтому никто из нас не имел никакого понятия - что нам делать, чтобы поддерживать себя в форме, за исключением того, что у нас были инструкции о том, как массировать ступни и ноги рыбьим жиром… И вот, что еще - мы были уверены, что должны стараться есть как можно больше и никогда не пить соленую воду ».
Позднее, когда была издана книга о пассажирах "Города Каир", ее автор писал - «в лодке не было никого сильнее, чем Маргарет. Она не была критичной и не жаловалась ».
Офицер Джеймс Уайт восхищался ее хладнокровием и способностью адаптироваться. Оказавшись фактически запертыми в шлюпке посреди водной глади люди были вынуждены кто как мог убивать время.
Маргарет потом записала в своем письме - отчете матери, что «Однажды они сделали рыболовный крючок и вертушку из старой жести, но веревка была почти вся сгнила, и первая рыба просто улетела вместе с леской, крючком. Что-то почитать было бы находкой, но не было ничего, кроме некоторых бумаг, которые у нас со Спарки (Хамфризом, электриком с судна "Город Каир") были в наших сумках ».
«В один прекрасный теплый день я и остальные моряки, мы действительно получили удовольствие. Мы по одному, крепко держась за борт лодки , опускались в воду в нижнем белье. Это было чудесно освежающе и пошло всем нам на пользу ».
Через одиннадцать дней после гибели пассажирского корабля, спасательные шлюпки причалили к берегу острова Святой Елены.
Но это счастье миновало обитателей четвертой лодке. У них кроме того не было средств навигации. Офицер Уайт подсчитал, что они должны находиться неподалеку от Святой Елены, но полагал, что они могут потратить драгоценные дни на бесплодные поиски острова.
«Речь шла о том, чтобы продолжить плавание в поисках Святой Елены, что было все равно, что искать иголку в стоге сена или повернуть на запад по ветру и плыть к побережью Южной Америки». напомним, это примерно в 2250 милях от места гибели транспорта..
Посовещавшись, они приняли судьбоносное решение продолжить путь.
Маргарет позже написала, что «Уйат сообщил всем остальным на борту - Клянусь, я собираюсь плыть на этой лодке в Южную Америку,. И когда я думаю о безрассудстве, с которым мы сделали этот выбор, я не думаю, что кто-либо, кроме моряка Джеймса, понял, что он влечет».
В тот же день шлюпке освободилось место
Tags: royal navy, кригсмарине, подводная археология, последння пристань - дно, союзники
Subscribe

Posts from This Journal “royal navy” Tag

  • "Летучий Голландец" его величества.

    Года три назад одна из американских нефтяных компаний очередной» топливодобычи» ради, взялась «просканировать» гидролокатором…

  • В трюме британского торгового корабля.

    На снимке, датируемом 1943-м годом, американский танк "Шерман" и британские грузовые грузовые машины в трюме корабля. Судно вероятно направляется…

  • , SS "Dover Hill" с арктического конвоя JW 53.

    27 февраля 1943 года в Кольский залив в сопровождении кораблей охранения прибыл очередной арктический конвой JW 53. Прибыл не в полном составе, но…

  • В порту Суонси. 1943 г.

    Судя по осадке транспортного корабля, "Либерти" только недавно прибыл в Англию с одним из океанских караванов. И теперь портовые буксиры тянут его…

  • В порт Глазго не прибыл.

    Танки "шерман" и другие предметы военного снаряжения, лежащие сейчас на глубине 67-ми метров близ берегов Ирландии, некогда были палубным грузом…

  • Филателия и океанские конвои.

    Оказывается мир, точнее коллекционеры мира продолжают собирать почтовые марки. А страны мира - выпускать их. И вот, меня не удивишь марками про…

  • Путь в Россию.

    Моряки британского крейсера "Беллона" ведут наблюдением за поверхностью моря в зоне движения каравана союзников. В годы Второй Мировой войны…

  • От шлюпки до авианосца. Судьба Питера Брэнсона.

    ----Так, вы первый заметили опасность, сэр?------- ---Да я как раз стоял на мостике. Наблюдал то за действиями капитана и рулевого. И время от…

  • Трагедия экипажа и пассажиров с SS JEAN NICOLET,

    «Это реальная история одного из самых ужасных злодеяний, совершенных японцами во время Второй мировой войны» «Мой родственник, военный моряк,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments