zihuatanexo (zihuatanexo) wrote,
zihuatanexo
zihuatanexo

Categories:

Последний полет бомберов. Памяти Михаила Слуева.


" Они летели на юг. Везли особо важный груз. Упали почти одновременно. Возможно, на них напали немецкие самолеты , которые летели на г Горький, возможно- диверсия, возможно- воздушные ямы, самолеты были перегружены. "
Из письма Владимира Слуева.
Обломки советского двухмоторного бомбардировщика ДБ-3.
 Обломки советского двухмоторного бомбардировщика ДБ-3. 1941 г.  Западный фронт.
(Из сводок СОВИНФОРМБЮРО"
Утреннее сообщение 21 октября 1941 г.
 В течение ночи на 21 октября на всём фронте продолжались бои. Особенно напряжённые бои шли на калининском, можайском и малоярославецком направлениях.
Вечернее сообщение 21 октября 1941 г. 
В течение 21 октября наши войска вели бои на всём фронте. Особенно напряжённые бои продолжались на можайском, малоярославецком и калининском направлениях. Немцы несколько раз предпринимали атаки наших позиций, бросая в бой новые части. Наши войска атаки врага отбили.
За 21 октября уничтожено 34 немецких самолёта. Наши потери — 8 самолётов.
21 октября под Москвой сбито 17 самолётов.
----------------------------------------------------------------

9 мая 2010 г. Время после полудня.
---А вон там могила, где наши летчики лежат!..---
---Какие летчики??? Где???----
Я приподнял голову и увидев виднеющийся вдали памятник, пошел в указанном подругой моей тёщи направлении, не забыв разумеется прихватить фотоаппарат.
Мы приехали с женой, ее матерью и ее подругой на пачелмское кладбище 9 мая 2010 года. Время выбрали послеобеденное,чтобы на погосте было как можно меньше народа. Навестили могилы родичей Натальи конечно когда мне предложили посмотреть могилы неизвестных мне летчиков. я тут же заинтересовался. Я уже до этого пару раз слышал. что на местном кладбище похоронен экипаж самолета разбившегося здесь в годы войны. Все, что я слышал от моих знакомых - это недоумение.
--- Как их сюда занесло, в такой глубокий тыл?? ----
Сделав несколько снимков, я пару фотографий позже поместил в свой первый  блог zihyatanexo.livejournal.com.


zihuatanexo © 
В поисках разыскать нужную мне информацию, обратился к сайту ОБД-Мемориал
Все, что у меня на тот момент было - это фамилии.
Ширин, Лукьяненко, Варталов и Слуев. Все судя по надписи погибли в авиакатастрофе 21.10.1941 г.
Согласно сайту ОБД-Мемориал и Слуев и Ширин были летчиками Первой Рязанской Высшей Школы Штурманов. Когда стал изучать списки военнослужащих из Рязанской школы то выяснил, что кроме Слуева и Ширина в списке погибших  21.10.1941 еще 4 фамилии. Отдерико Василий Петрович, Муратов Роман, Елхимов Федор Иванович, Романов Михаил Степанович.
Согласно ОБД-Мемориал их могила тоже находится на Пачелмском кладбище, но тогда я ее не нашел.
Все,что я мог тогда, в мае 2010 г предположить, это то, что самолеты либо столкнулись друг с другом, либо произошла авария уже на земле. возможно в условиях плохой видимости.
Еще одна моя ошибка - я не обратил внимание, что на табличке приведены полные инициалы Слуева Михаила Федоровича.
Я начал с того,что стал изучать информацию о Рязанской школе штурманов.
Помог сайт. http://vadimvswar.narod.ru
"История 43-го Центра боевого применения и подготовки летного состава Дальней Авиации берет отсчет 18 сентября 1940 г. В этот день был подписан приказ НКО № 0052 о формировании 1-й Высшей школы штурманов ВВС КА (1-я ВВШ ВВС КА) с дислокацией в г. Рязань на аэродромном узле Дягилево, Ряжск. Необходимость повышения уровня подготовки штурманов стала очевидной после анализа вооруженных конфликтов 30-х годов - Испании, Китая. Бомбардировочная авиация переходила на «круглосуточный» режим работы, широко внедрялись новые методы самолетовождения по маршруту, прежде всего - радионавигация. В полках же по-прежнему основным методом навигации оставалось «сличение карты с местностью». Роль штурмана в составе экипажа резко возросла. ... Формирование Школы завершилось к 31 декабря 1940 г. Первым начальником школы стал генерал-майор А.В. Беляков. Тот самый штурман Беляков из легендарного чкаловского экипажа АНТ-25.
По состоянию на 1 мая 1941 г. в школе имелось:
-  самолетов ДБ-3 - 80;
-  самолетов СБ - 15;
-  самолетов ТБ-3 - 8;
-  самолетов УТ-2 - 5;
Уже исходя из количества людей похороненных в могиле было ясно - под Пачелмой рабился не У-2.
Это скорее всего бомбардировщик. "Тихоходы" ТБ-3 были "отозваны" на фронт в самом начале войны и судьба большинства их была печальна. Кто читал дневники Константина Симонова, тот в курсе. что с ними делали пилоты люфтваффе. Итак остается либо СБ либо ДБ-3.

Самолет и двигателиМощность двигателей, кВт (л.с.)Макс. полетная масса, кгСкорость макс, км/чДальность макс, кмНормальная бомбовая нагрузкаМаксимальная бомбовая нагрузкаЧисло пулеметов
Ильюшин ДБ-3 с М-85 (СССР, 1936г.)2Х588 (2Х800)9000400400050025003

За годы серийной постройки отечественные авиазаводы выпустили более 1100 ДБ-3  Несколько машин сохранились до наших дней.

В начале Великой отечественной войны ДБ-3 и ДБ-3Т принимали активное участие в боевых действиях. Так в ночь на 8 августа 1941 г. 15 ДБ-3Т из состава Первого минно-торпедного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота под командованием полковника Е.Н.Преображенского нанесла удар по Берлину Бомбовой груз каждого самолета в этом налете составлял 800 кг.

(увеличить)
В поисках узнать хоть какую-нибудь информацию о случившемся отправил сообщение на форум сайта   www.soldat.ru. Но последовал лишь краткий ответ, что 21 октября 1941 года произошла еще одна катастрофа с самолетом Рязанской школы штурманов , но уже в Кузнецком районе
Пензенской области.
Куда они летели и зачем??? Вновь помог сайт http://vadimvswar.narod.ru
"Осенью на основании телеграммы № Г/192 начальника штаба ВВС КА от 14 октября 1941 г. готовилось перебазирование школы в Сталинград, но затем новым местом дислокации был определен г. Карши в Средней Азии."
Итак эвакуация и вероятно спешная. Улетают не только самолеты, вывозится летный и технический состав, имущество. На счету каждый день - немцы на подступах к Москве.
И вновь пауза.И достаточно длительная. Но судьба "пачелмских летчиков" оказалась небезразлична модераторам сайта http://dmitrovsk1943.mybb.ru/ .Они перепостили мое сообщение с сайта "Солдат.ру".И вдруг. 4 апреля этого года на странице "Пачелма - авиакатастрофа" появляется сообщение. Приведу выдержки...
"В Пачелме похоронены летчики,которые погибли 21окт 1941г.  Один из них -штурман Слуев Михаил- мой родной дядя( брат моего отца). Особая благодарность от всех Слуевых всем , кто ухаживает за могилой."
Владимир Иванович Слуев.
Кстати племянник штурмана сам оказался личностью примечательной - он крупный ученый.
Картинка 1 из 2
Но речь будет не о Владимире Ивановиче, он человек скромный, а о жертвах авиакатастрофы.
Вот, что он написал мне - " О месте гибели Михаила Федоровича Слуева мне было известо из похоронного извещения- Моршанск – Каменка. Эта неопределенность не давала возможность найти  захоронение. В 2004 г я увидел план, на котором был отмечен маршрут самолета перед падением и место падения. Этот рисунок сделал мой дядя Леонид Федорович , который там побывал после ВОВ. Эта схема, которой более 50 лет легла в основу моего поиска. Я попросил моих знакомых , проживающих  в Пензенской обл, заехать на ст Почелма на старое кладбище и сделать фото. Они обнаружили два захоронения, связанных с ВОВ. На фото видны два однотипных памятника. На одном нет фамилий. На другом отмечены четыре фамилии. Могилы были прекрасно ухожены. Стояли венки, были цветы , было чисто. Далеко не всегда родственники так хорошо  ухаживают за  могилами    своих близких.  Мои знакомые посетили редакцию местной газеты и краеведческий музей. Там их встретили очень доброжелательно и сделали копию статьи из местной газеты об этой катастрофе. Так мне стали известны фамилии всех погибших..... В Москве мне изготовили  в мастерской Бабушкинского кладбища табличку с фото Михаила Федоровича Слуева. На неё были нанесены также фамилии остальных погибших.   Мне не известно, кто в какой могиле похоронен. Возможно, все похоронены в одной. Осенью 2005г я попросил своих знакомых установить эту табличку на памятнике, на котором была фамилия Муратов. Это , возможно, командир самолета, на котором летел Михаил Федорович Слуев ( по воспоминаниям родственников).
Увидев те фото (приведены выше). которые я поместил в своем первом блоге, Владимир Слуев естественно задался вопросом. Если установлена на могиле мраморная плита. то на чем крепится табличка с фамилиями погибших и изображением его дяди. Я сообщил.что  "сверкающий " новизной мраморный памятник стоит перед старым памятником - надгробием. Вот как это выглядит со стороны. Эти снимки я делал 30 апреля этого года.

zihuatanexo © 
Буквально в 20 метрах левее этого "двойного" мемориала я нашел еще один памятник - безымянный. вероятно тот самый о котором писал Владимир Иванович.

  zihuatanexo © 
Виктор Дмитриев, один из активных участников сайта dmitrovsk1943.mybb.ru  разместил вот такое сообщение ..
"С  немалым трудом собрал список погибших и выживших в авиакатастрофах 21.10.41г. (четырех) самолетов 1 Рязанской Высшей Школы Штурманов.
Четыре самолета в один день ....!
1. Артемьев Виктор Петрович лейтенант Бадин Угол, Тамбовской обл.
2. Додонов Иван Антонович  лейтенант   Бадин Угол, Тамбовской обл.
3. Агапов Александр Романович летчик лейтенант неиз (возможно Бадин Угол)
4. Мешков Александр Владимирович мл. воентехник неиз (возможно Бадин Угол)
ОСТАЛЬНЫЕ - Пензенская обл.
5. Елхимов Федор Иванович ст.лейтенант Пачелма
6. Муратов Роман Георгиевич ст.лейтенант Пачелма
7. Слуев Михаил Федорович лейтенант Пачелма
8. Романов Михаил Степанович мл. воентехник Пачелма (наш земляк -Шемышейский р-н)
9. Отдирихо Василий Петрович лейтенант Пачелма
10. Ширин Леонид Александрович  воентехник 1 ранга Пачелма
11. Лукьяненко Григорий Ильич мл.серж Пачелма
12. Варталов Сергей Сергеевич мл.серж  Пачелма
13. Емелин Василий *лович, воентехник 1 ранга, Пачелма, выжил ЭГ 2773 Башмаково
14. Фи* Ко(нстан)тин Карлович, воентехник 1 ранга, Пачелма, выжил ЭГ 2773 Башмаково15. Левсон Моисей Вульфович  Кузнецкий р-н, юго-западная окраина с. Никольское
16. Ермаков Афанасий Никитич капитан Кузнецкий р-н, юго-западная окраина с. Никольское"

ИТАК - Под Пачелмой разбились два самолета, следовательно погибшие экипажи захоронены в двух братских могилах. На одной есть фамилии, на другой нет.
Сразу после войны, по словам Владимира Ивановича, на месте катастрофы побывал его дядя Леонид федорович Слуев - брат погибшего летчика. Он составил схему полета маршрута полета самолета ДБ-3 перед падением 21 октября 1941 г.
Схема произошедшей авиакатастрофы, составленная братом Слуева М.Ф. - Слуевым Л.Ф.:
http://s009.radikal.ru/i307/1104/14/ba537d8c1222t.jpg
Из письма Владимира Слуева
" судя по схеме самолет ДБ-3, теряя высоту, низко летел вдоль жд дороги, задел, видимо ,столб телеграфа, развернулся почти на 90 градусов и полетел перпендикулярно   к жд. , за которой был овраг. Если бы было поле , то ,возможно, он благополучно приземлился. Но  он влетел в овраг и жестко ударился о его стенку. Пожара не было. Члены экипажа от удара были выброшены на землю. Погибли все. Командир самолета капитан   ( ст л-нант?)Муратов Роман  Георгиевич. Очень сильные травмы (оторвана рука, поломана нога, вырван живот)., Михаил Федорович Слуев -  (свернута челюсть, разбит висок.) Погода была туманной, дождливой... "

zihuatanexo © 
Этот ДБ-3 упал недалеко от поселка Плуг-Сеялка.
Вот информация с сайта www.suslony.ru
"Плуг-Сеялка, бывший русский поселок Калиновского сельсовета, в км от него. В 1992 году – 1 двор, в 2004 – без жителей. Основан в начале 1920-х годов как поселок сельхозартели «Плуг и Сеятель». В 1955 – Козловского сельсовета, колхоз «Маяк». Численность населения: в 1930 – 68, 1959 – нет сведений, 1979 – 0, 1989 – 1 житель."

На этом снимке - реликвия семьи Слуевых. Очки штурмана которые погибший передал еще в начале войны своей сестре. она кстати еще жива, хотя и не покидает пределов своей квартиры в Москве.

Но оставалось еще много загадок. Например - где упал еще один ДБ-3. И главное - как летчики имевшие огромный опыт полетов разбились и где, в тылу??!!! Сразу 4 самолета за один день на территории фактически одного региона.
12 апреля 2011 года на сайте  www.soldat.ru/   появилась новая информация.
"Погибшие в катастрофах 21 октября 1941 года в базе (все учтены как: авиакурсы 1 ВРШШ)
1) - лейтенант, техник Кабанов Петр Иванович, катастрофа в р-не Сызрань при перелете, самолет ДБ-3ф, остальной экипаж остался жив. Похоронен: Сызрань
2) - лейтенант, летчик – инструктор Агапов,
- лейтенант штурман самолета Додонов,
- (сержант ?) воздушный стрелок Рахимов
катастрофа в районе Моршанск, самолет ДБ-3. Экипаж: Агапов, Рахимов, Дадонов. Обстоятельства: Перелет Ряжск-Сталинобад. Плохие метеоусловия. "…Все 4 летчика являлись инструкторами по обучению слепому полету, имели большой опыт пилотирования по приборам, в облаках, а также летали ночью". Вместо пробития облаков вверх жались к земле…».
3) - лейтенант, летчик –инструктор Артемьев,
- лейтенант, штурман самолета Пономарев
катастрофа в р-не Моршанск, самолет ДБ-3.
Экипаж: Артемьев, Пономарев… Обстоятельства: Перелет Ряжск-Сталинобад. Плохие метеоусловия. "…Все 4 летчика являлись инструкторами по обучению слепому полету, имели большой опыт пилотирования по приборам, в облаках, а также летали ночью". Вместо пробития облаков вверх жались к земле…».
4) - старший лейтенант командир АЭ летчик – инструктор Елхимов,
- лейтенант, штурман самолета Отдерихо
- (сержант ?) воздушный стрелок Варталов,
- (сержант ?) техник Фишер
катастрофа в р-не Моршанск, самолет ДБ-3. Экипаж: Елхимов, Отдерихо, Варталов,Фишер.
Обстоятельства: Перелет Ряжск-Сталинобад. Плохие метеоусловия. "…Все 4 летчика являлись инструкторами по обучению слепому полету, имели большой опыт пилотирования по приборам, в облаках, а также летали ночью". Вместо пробития облаков вверх жались к земле….».
5) - старший лейтенант, командир АЭ, летчик-инструктор Муратов
- лейтенант, штурман самолета Слуев
- (сержант ?) воздушный стрелок Лукьяненко
- лейтенант, техник Романов,
- лейтенант, техник Ширин
Катастрофа в р-не Моршанск, самолет ДБ-3. Экипаж: Муратов, Слуев, Лукьяненко, Романов, Ширин
Обстоятельства: Перелет Ряжск-Сталинобад. Плохие метеоусловия. "…Все 4 летчика являлись инструкторами по обучению слепому полету, имели большой опыт пилотирования по приборам, в облаках, а также летали ночью". Вместо пробития облаков вверх жались к земле….».
6) - Младший лейтенант, техник Мошков, Катастрофа в р-не Моршанск, самолет ДБ-3
7) - военврач 3 ранга, полковой врач Баштанов, катастрофа в р-не Моршанск, самолет ДБ-3."

Эта работа еще не закончена. Я намерен запросить архивы местных силовых структур - что-то возможно сохранилось. Кроме того планирую встретиться с женщинами (их уже нашли) девчонками 21 октября 1941 года бегавшими посмотреть на разбившийся самолет. 

Вот,что сегодня мне написал Владимир Слуев...
"".Пилоты- летчики и штурманы- инструкторы по слепому полету. Они не новички!! Им не нужно лететь низко над землей и находить на ней ориентиры!!! Они много раз летали в таких условиях и учили других !! Фактически командование обьявило удобную версию- жались к земле в условиях плохой погоды, то есть ,как я понимаю ,летчики сами виноваты. Я думаю , что есть основания в этом сомниваться..."

Конечно, подлинную картину произошедшего вряд ли удастся установить. но  главное не стоять на месте, главное искать. По крохам, по кратким сведениям. Как что-то мне удастся найти новое - я обязательно сообщу.

Tags: Красная Армия, Пачелма, авиакатастрофа, авиация, война, история, памятник, память
Subscribe

  • Как в лечебнице.

    Ну, не мне вам говорить, что такое сходить на прием к врачу в поликлинику. Нет, врачи в большинстве своем молодцы, но вот ожидание в очереди.…

  • Шеино. Октябрь.

    Перевалившая за экватор осень продолжает одаривать солнечными днями. Природа скупится на яркие краски и все больше доминирует цвет пожухлой травы.…

  • Девушки в красном.

    Или в оранжевом. Сотрудницы регионального отделения одного филиалов Российских железных дорог. Любопытно, что станет венуом их карьеры ??

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments