?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Смерть в бразильском раю.
zihuatanexo




Берега родной Бразилии, если смотреть на них со стороны океана – зрелище необычайной красоты! Для молодого пилота не менее молодых бразильских ВВС Alberto Martins Torres
Это был уже далеко не первый вылет на задание. Собственно патрулирование побережья его Родины уже второй год подряд успешно несут пилоты из США, но в последнее время они все чаще доверяют сложные задания и бразильцам. Подумать только, ведь еще два года назад сам Alberto Martins Torres мог только мечтать об этом?! Но ему предложили сначала выучиться на пилота, потом предложили поехать в США, улучшить летное мастерство, а потом…
Потом грохотавшая в Западной Европе война,  добралась и до Южной Америки. Тут эстафету мыслей пришлось прервать,  Alberto Martins Torres увидел вдали двигавшуюся в надводном положении субмарину…Немец?





Бразилия это очень далеко от Западной Европы. Это другой континент.  здесь своя природа, свой климат, свои заботы и поводы для беспокойства. И думается, долгое время о событиях в Германии, в 20-е и 30-е годы, здесь знали лишь по сообщениям газет и по рассказам поселившихся здесь немецких колонистов.
Военная элита южноамериканской страны, да и часть бизнеса  с уважением посматривали на фотоснимки Гитлера, печатавшиеся в прессе - каком, а? И армию создал великолепную, и коммунистов победил и работу всем нашел.
Но такие прогерманские настроения не устраивали  предпринимателей. делавших ставку на США. Эта страна была и ближе и демократичнее.
США тоже проявляли интерес к потенциалу Бразилии.
Но это дела политиков, у простых бразильцев есть заботы и поважнее - получше заработок, подешевле еда. Началась Вторая мировая война,
но она казалась такой далекой. Где Западная Европа и где Бразилия? Первыми на себе ее почуствовали моряки торговых судов.





15 февраля  1942-го близ берегов США немецкая субмарина  U - 432 атаковала бразильское  судно "Buarque". Погиб всего один человек - пассажир, гражданин Португалии,
но сам факт потопления корабля благодаря СМИ стал предметом огласки. Бразилия максимально старалась сохранить нейтралитет, избежать вхождения в войну.





Еще в январе 1942-го США "уговорили" министров иностранных дел стран Латинской и Южной Америки разорвать дипломатические отношения с Третьим рейхом.
Но в Вашингтоне хотели, чтобы как можно больше стран присоединились к антигитлеровской коалиции.
На следующий день после гибели "Buarque"  было потоплено еще одно судно под флагом Бразилии. Всех спасли. Вновь газеты запестрели слообщениями, но
повторюсь, в Бразилии были люди настроенные прогермански!
После того как Япония захватила Филиппины, Индонезию, стала угрожать другим архипелагам и островам Тихого океана, поставки каучука, полиметаллических руд, ценной древесины из этой части земного шара   резко сократились. И тогда-то взоры американских дельцов и военных  пали на Бразилию.
Но дело было конечно не только в полезных ископаемых!
Белый дом попросил президента Бразилии Варгаса разрешить построить близ Атлантического побережья авиабазы. – в обмен на американскую помощь в организации бразильской металлургической промышленности. То есть  Бразилия  вела торг по-крупному. В сегодняшних терминах это можно было бы назвать «партнёрством в модернизации».
Авиабазы были открыты в штатах Баийя, Пернамбуко и Риу-Гранди-ду-Норте.
Взглянув на карту, легко понять, в чём была главная «фишка» этих баз. Они были идеально расположены для перехвата кораблей кригсмарине: ведь
расположены они были в той части  Бразилии , которая ближе всего к Африке.
Была запущена пропагандистская машина - в киножурналах бразильцам объясняли, что делают янки в их стране, и как это важно для победы для нацистской Германией.




Вот один из таких фильмов - «Gracias, amigos!» («Спасибо, друзья!»). В нём рассказывается, как, используя бразильские авиабазы американцы наладили дополнительный ленд-лизовский «авиамост» с Африкой. Вот так потихоньку американцы и втягивали бразильцев в свою орбиту: ведь транзит военных материалов – это уже никакой не нейтралитет.
В ответ немецкие и итальянские подводники  активизировали  атаки  на  бразильские торговые суда.
В сотнях учебниках истории написано что поводом к началу Первой мировой войны был выстрел в Сараево.
Поводом к объявлению войны послужили действия немецкой субмарины U - 507.





16 августа она атаковала и потопила пассажирский пароход "Baependy" На борту было 306 человек. 270 погибли.
Через несколько часов потоплен пароход "Araraquara". Из 142-х членов экипажа и пассажиров до берега добралось лишь 11 человек.
Третьей жертвой 16 августа стал транспорт "Annibal  Benvolo". 154 человека были на нем. Спасся лишь капитан и три моряка.
17-го августа U - 507 продолжила злодействовать. Сначала на дно ушел "Itagiba" 36 бразильцев погибли, 145 выжило.
Новая торпедная атака забрала жизни  20 членов экипажа торгового корабля  "Ararа"..
Представьте - тысячи и тысячи километров от европейского театра военных действий. Океан, солце, какая война? Какие гитлеровцы? И вдруг они вторгаются в вашу жизнь,
убивают ваших родных и близких, наконец пытаются убить вас.
За два дня лодка - убийца погубила более полутысячи бразильцев. Политика нейтралитета после таких событий была просто бессмыленна - жители страны требовали
мести за погибших сограждан.





Надо сказать, что до этого времени президенту Варгасу удавалось сдерживать эмоции, да к середине лета  Бразилия уже потеряла около 13 судов, погибло больше ста моряков и несколько пассажиров, но эти жертвы  считались не столь великими.  Действия U - 507 не оставили перед руководством страны выбора.
Президент Варгас объявил войну Германии и Италии.





За три года в бразильских водах было атаковано 71 судно. В общей сложности страна потеряла более 30 кораблей по всему миру в битве за Южную Атлантику,
большинство из которых - на самом побережье. Погибли  почти 1500  человек.




     встреча президентов Бразилии и США на борту американского эсминца 1943 г.

В ходе военных действий Бразилия создала новые авиабазы, получила оборудование. По соглашению с США. эскадрильи крылатых машин со звездами на плоскостях  прибыли в Бразилию. Инструкторы  учили бразильскую молодежь пилотированию гидросамолетов. Летчиков и воздушных стрелков знакомили с силуэтами вражеских субмарин,
чтобы в случае встречи в океане - атаковать!





13 мая 1943-го года из немецкого Киля к берегам Бразилии отправилась подлодка U - 199.  Субмариной командовал  капитан - лейтенант Hans-Werner Kraus.






У него уже был боевой опыт - командуя U - 83 потопил несколько кораблей союзников.  А потом возглавил U - 199. Согласно сообщениям источников,
традиционный праздник моряков всех стран и народов по случаю пересечения экватора Hans-Werner Kraus праздновать запретил. И лишь
когда  субмарина  оказалась в 200-х милях от побережья Бразилии и был получен приказ о начале активных боевых действий против судов  антигитлеровской коалиций,
только тогда команде разрешили отметить  "экватор".
Затем лодка направилась  в район между Рио-де Жанейро и Сан - Паулу. Шли дни, находясь на небольшой  глубине, немцы  через  перископ "выглядывали" мишень.



   Вот эта схема многое объясняет. Желтые точки - места потопления кораблей. А "цветки - воронки" - места потопления немецких U Boat.

Но в прицеле появлялись корабли нейтралов - испанские, португальские и аргентинские транспорты. Находиться в этом районе патрулирования не имела смысла.
Hans - Werner Kraus запросил Берлин и ему разрешили сменить район патрулирования.
Сменили. 3-го июля  субмарину, находившуюся  в  надводном положении  заметил пилот Martin PBM Mariner. Гидросамолет стал пикировать.




"Борт" заметили и гитлеровцы.
Капитан - лейтенант приказал готовиться к открытию зенитного огня. Механикам приказали развить полную скорость.
Позднее, на допросе, моряки U 199 говорили, что они даже не успели открыть зенитный огонь -  ведущий огонь по лодке Martin PBM Mariner не выйдя из пике,
ударился о воду. Никто не выжил.
(продолжение следует)

Posts from This Journal by “союзники” Tag