– Один раз я нашел сейф. Он был вскрыт с обратной стороны как консервная банка. Я к нему подошел, подергал дверцу, она закрыта. Захожу сзади, а там лежат коробочки бархатные из-под ювелирки, но уже пустые.
Подробнее: https://www.m24.ru/articles/bezopasnost/20112017/151586?utm_source=CopyBuf
Прочтенная в сети статья дала повод для воспоминаний. А что такого интересного и занимательного, находили мы во время Вахт памяти? Я имею в виду конечно вещи гражданского «обихода».

Увы, но нам на такие «артефакты» везло крайне редко. Ведь мы работали на полях сражений, вот и попадалось нам преимущественно железо войны.
И тем не менее. Самыми частыми находкамив Беларуси были почему-то штыковые лопаты, конечно без черенков. Помню как в лесу под С. «назвонил» металл, копнул и на 30-ти сантиметровой глубине нашел что-то вроде «захоронки» сапёра.
Там был котомок ржавой толстой проволоки, две ножовки, три штыковые лопаты и топор без топорища. Кто все это припрятал? Немцы, у которых когда-то на этом месте были блиндажи?? Дальше гадать можно сколько угодно.
Кстати о топорах. Топоры – самая частая «гражданская» находка в Новгородских лесах. Этой весной, очень интересный «образец» нашел наш друг Анатолий из «Березки» Как выглядит привычный топор? На топорище насажено лезвие, а сверху вбит клин.
Так вот, вместо клина, бывший хозяин его, скорее всего красноармеец, использовал патроны от Мосинки.!! Еще один, маленький топорик нашли мы с Костей, обследуя местность возле Любимки. Вот эти два топора я и привез домой. Лежат у меня среди инструментов. Как память о новгородских Вахтах.
Что еще любопытного попадалось?
Помню, копали мы у кладбища в районе села О. Там, у немцев была очень сильная линия обороны, поэтому мы тщательно обследовали окраины сельского погоста. И вот звук. Копнули, достали и расхохотались. На сорокасантиметровой глубине нашли две пустые «чакушки», и поржавевшие бынки из под рыбных консервов и краски. Кто-то видимо на кладбище «приборку» могилы делал и потом это дело «смочил». А оставшийся мусор не в кусты кинул, а зарыл. Вот мы на него через десятилетия и наткнулись.
Что еще было. Находили смятое ведро со свастикой на днище, видимо немецкое.
В районе урочища О. все в той же Новгородчине десятками попадались чугунки. Здесь когда-то была деревня и видимо чугунок был самым распространенным представителем кухонной посуды. Отслужившие свой век безжалостно отправлялись в самый конец огорода, на свалку. Там мы их и находили.
А если спросите про самую большую находку, но мой ответ удивит вас. Ведь все это произошло на второй день нашей первой белорусской Вахты. Помнится, нас было четверо. Я, Коля Кудряшов и еще двое ребят из Каменского «Сапсана».
Мы обследовали участок леса, весь испещренный заплывшими немецкими траншеями. Наконец вышли на узкую лесную дорогу. И тут металлик в очередной раз «завыл», но как?! Он буквально истошно завопил! Звук шел с чего , лежащего под слоем дёрна на обочине лесной «грунтовки». Начали копать. Сняли штык земли и тут лезвия лопат звякнули. Металл! Копнули справа, слева, металл не кончался. Стали окапывать. Показалось ровное ложе металлической плиты. Может это от миномета? К примеру от полкового! Мы, было. обрадовались, но по прошествии нескольких минут поняли, что мы ошиблись. Кто-то из каменских ребят первым догадался что это
----------Так это..Это весы!! Я видел такие..На них мешки с мукой взвешивают!------
Он был прав. В лесу, километрах в трех от деревни мы откопали напольные механические весы.

(фото из сети) Вот такие весы, но гораздо "древнее, мы и откопали.
Причем в яме, судя по состоянию они пролежали не менее полувека. Кто их туда запрятал? Местный колхозный актив перед приходом немцев? Или уже после войны, когда весы сломались, их так утилизировали? И не просто бросили в бурьян, а вырыли на обочине яму и затем закопали. Кто все это проделал - так и осталось неясным.