
Первое мая 2017 г.
Пасмурность неба сменилась голубым солнечным и это не могло нас не радовать. Уже вечерело, но напоследок, мы решили провести дополнительный поиск в районе урочища О. Предстояло проверить участок местности, примыкающий к небольшой. но быстрой реке. "Металлик" показал присутствие железа. Копнули, и уже на втором штыке из под сырого от талой воды дёрна, показался полуистлевший кусок валенка. Понятно, значит стоит вкопаться поглубже.
Для начала прокопали канаву для стока воды. Когда она немного сошла, двое взялись за лопаты. Остальные напряженно следили за их действиями.
Александр Иванов взяв щуп воткнул его в яму. Послышался глухой стук. Все замерли. Сергей Мельников наклонился над ямой
---Достанем??--------
-----Нет. Не получится, она глубоко!-----
Саша вогнал щуп с крюком на конце в землю и рывком выдернул его обратно.
-----Кость! Человеческая!--------
Все облегченно выдохнули. Пограницкий, оглядев фронт предстоящих работ. удовлетворенно заметил командирским тоном
----Все, теперь нам будет, чем заняться завтра!!-----

«.. я ползу к переднему краю, а там одно место, небольшая низинка, и ровный лед, с него ветром снег сдуло. Я ползу, глянул, а во льду лежит человек. Толщина льда над ним сантиметров 10. Лежит молодой парень, розовые щеки, Глаза открыты, такая жуткая картина. А из-за него еще один лежит. Наши солдаты. Вмерзшие.»
Из воспоминаний Андрея Гладилина участника боев в Демянском котле.
(сайт «Я помню)
Растаявший снег превращался в лужи, которые за ночь покрывались ледяной коркой. Вот тогда ясно проявился весь ужас того положения: убитые лежали в воде, верхний слой которой превращался в лёд, прозрачный как стекло, и трупы были видны, как в витрине. Во второй половине марта прибыла инспекция во главе с генералом, был отдан приказ похоронить тела погибших.
В этом районе местность изрыта воронками от бомб и снарядов большого калибра. Вот в эти воронки сбрасывали тела и кое-как присыпали землёй, подтаявшей на краях воронок. Никто не разбирался - кто такой убитый, не извлекали пластмассовые капсулы, в которых находились стандартные записи о данных военнослужащего. Такую капсулу мы называли пистоном, а карманчик, в котором надо было её хранить - пистончиком.Что сообщали родным после таких захоронений?
Скорее всего, что пропали без вести.
Из воспоминаний Ионы Казацкера участника боев в Демянском котле.
(сайт «Я помню)
Второе мая 2017 г.
Дошли до нужного места, в обход, из лагеря, это где-то километра полтора. Склон. Метрах в 20-ти берег той самой речушки. А за ней сразу начинается подъем и высотка. До войны там жили люди. А с приходом немцев здесь появился опорный пункт О.

Мы взялись за лопаты и первым делом занялись примитивной мелиорацией - начали сооружать канаву для отвода воды из копаемой нами ямы. Ну конечно же это не яма, а воронка. От авиабомбы. Онастановится все глубже и глубже. Сначала поисковики обнаруживают останки двух человек. потом еще нескольких. А под ними еще кости. Люди. Много людей. Все они погибли в кровавом марте 1942-го. А впрочем какой месяц на этой войне был не кровав?
У меня были короткие сапоги, поэтому места "в эпицентре событий" , мне не нашлось. Всю тяжесть земляных работ взяли на себя самые выносливые «ведеходовцы» и «березкинцы». Наш Сергей Баркин с Дмитрием Шанаевым. Александр Иванов и младший Пограницкий, Владимир. Я то, принимался откидывать липкую жидкую грязь от края воронки, то отходил и принимался перебирать очередной комок все той же грязи извлеченный из глубины. Нам попадались только кости. Редко когда монетка или патрон от "Мосинки". Кому то попался перочинный нож с буквами "А. Ш". Я поглядывал на рабочую суету вокруг воронки и думал о людях. О тех кто лежал долгие семь десятилетий.

Подобно главному герою романа "По ком звонит колокол" я я вновь и вновь повторял про себя
"---Думай о них, думай. Смотри как они накапливаются в ложбине перед пригорком для атаки. Как по глубокому снегу делают рывок вперед. Как падают убитыми, пятная красным белый снег. Как раненые стараются ползти назад, а когда рядом шурша проносятся пули, вжимаются в снег, притворяясь убитыми, чтобы повторить попытку с наступлением темноты,. если до той поры не истекут кровью. Думай о них, поднимайся в атаку вместе с ними.."
Парень, ты бредишь? - подумаете вы..Нет, уважаемые читатели. Просто когда оказываешься на полях минувшей войны трудно остаться безучастным. Сердцем и мыслями...
Останки постепенно, по цепочке, поднимались из воронки - могилы. Их очищали от грязи и аккуратно складывали. пока не придет время разложить их на поисковом баннере. Все мы ждали, когда будет найден первый, а за ним и другие медальоны. "Смертников" не было."

"Боевое место преступленья" молчало. Кто были эти люди. как их звали, откуда родом они были этого нам установить было не суждено.
Погибли за Родину, фраза конечно казенная. но ничего другого здесь не подходило. Побольше бы артиллерии, авиаподдержки и О. было бы занято нашими. Но что толку спустя 70 лет от этих "если бы"??

Сели перекусить. Коллеги из "Березки" достали фляжку, предложили помянуть павших. Я посмотрел в сторону полянки, где раскладывали человеческие останки. Сколько их? Семь, девять? А может двенадцать? Потом, когда фляжка дошла до меня, поглядел на тех, кто еще оставался лежать в воронке и проговорил про себя "Упокой Господи душу рабов твоих, жизнь за Отечество положивших". Я человек не верующий, молитвам не научен, поэтому сказал первое, что пришло в голову.
Первичную "зачистку" воронки мы закончили к двум часам дня. Передохнули. Обсудили с Николаем Пограницким местность в районе Кневиц. Есть ли что около К. и А. Он, оживившись, сообщил, что хотя там поисковики и работали, но потрудиться еще есть где. Должны бойцы быть, хотя и поменьше, чем здесь. По два-три солдата в воронке.

Раз за разом кто-то из наших ставил себя на место найденных воинов. Дмитрий Шанаев долго глядел на видневшуюся за деревьями высоту. Потом в сторону леса откуда шли атакующие и наконец проговорил
---Через такое поле идти на пулеметы, это ж бессмысленно...---
«…Наши стрелковые подразделения ходили в атаку 3 или 4 раза, но каждый раз вынуждены были отходить с большими потерями. Мимо нас в тыл раненые шли целыми колоннам"Мы летом 1942 года задыхались от трупного запаха. Перед нашими позициями на нейтральной полосе еще с зимних, боев лежали убитые лыжники в белых маскхалатах. Трупов было много. Наши подразделения много раз пытались сбить фашистов с занимаемых позиций, но все атаки заканчивались безрезультатно.
Противник в Демянском мешке создал мощную систему огня. У них был пристрелян каждый кустик, и стоило только пошевелить этот кустик, как тут же следовали с большой точностью разрывы мин, снарядов и злобно строчили пулеметы. Их авиация не давала покоя. Тогда у нас еще не хватало средств, чтобы разрушить их сильно укрепленные позиции и уничтожить систему огня."
Из воспоминаний К.А Сизова бойца подразделения разведки 235-й стрелковой дивизии

Те, кто сражался здесь 75 лет назад, они подчинялись приказу. Они дошли до высоты и даже заняли ее часть. Но потом были сбиты шквальным огнем артиллерии и и пулеметов и отошли на исходные позиции.
О пасмурной хмури мы уже не вспоминали. Солнце все настойчивее припекало напоминая нам, что весна есть весна, даже несмотря на затянувшееся непогодье..

Передохнув, мы продолжили расчистку останков. Удивительно, у погибших не было при себе никаких личных вещей. Ни ложек, ни кружек, ни котелков. Оставляли в обозе? Мы потом ходили с "металликами" с Дмитрием Шанаевым за пригорок, откуда на пулеметы шли атакующие. Он нашел пару ржавых саперных лопаток, а я осколки от снарядов. Если что и было наверное давно подобрали местные жители. Ведь после войны здесь четверть века жили люди, пока их административным порядком не переселили на центральную усадьбу.
Еще одно предположение относительно отсутствия личных вещей – может, тела убитых уже разложились, когда их стали стаскивать в воронку? Но это маловероятно. Скорее всего, было еще морозно, когда трупы оттащили в санитарное захоронение.

Все очень устали. Но времени на долгую "расслабуху" просто не было. Мы раз за разом вслух задавали вопрос - а где медальоны? Увы, их не было. А ведь еще накануне мечтательно дя дя Коля клятвенно заверял нас, что "завтрева найдем десять бойцов и пять медальонов. Да... И еще винтовку".
И солдат было уже больше, чем десять человек.. А медальонов не было. Кто-то предположил, что может немцы забрали?? Я эту версию отверг. Зачем им медальоны? Да еще забирать их у трупов, когда шинели скованы морозом.
После обеда я пополнил бригаду занимавшуюся промывкой останков. Каждому костяку присваивался порядковый номер. Были еще секелеты с условным обозначением "Большой" - солдат был двухметрового роста, не меньше. Был еще скелет "Под коровой". Дело в том, что когда начали копать воронку, с одном края обнаружился скелет короовы. Видимо у кого-то из местных сельчан буренка подохла ее и оттащили сюда, ничуть не догадываясь, что тут лежат мертвые люди.

Эта яма была второй за Вахту, на которой я мыл человеческие кости. Работал в перчатках, разумеется, промокших и фактически уже не было разницы, в перчатках я или нет.
Какое-то время работал и без них. Части таза, ребра, берцовые кости, все это я помыв складывал на траву.
-----Вот! Это от солдата, который под коровой!--------
Ольга, родственница одного из поисковиков из "Березки", она учавствовала в эксгумации, протягивала мне череп. Я посмотрел на него, на нее и проглотив комок, проговорил
---Оль..это.. Не могу. Давай уж ты!!-------
Ничуть не удивившись молодая женщина опустила череп в ведро с водой и быстро отмыла его от налипшей грязи. Ко мне подходили так еще трижды. Кости другое дело, но череп. Все таки это голова человека,пусть даже давным давно умершего. . Я просто не смог перебороть себя.
И все-таки, где медальоны? Судя по состоянию костей, погибшим было до 35-ти лет.У некоторых целые хорошие зубы. ельчане? Останки каждого бойца укладывали в черный пакет. Их аккуратно выкладывали в ряд.

Один за другим. Как в последнем строю.
Я вновь, и в который уже раз оглядел склон и подумал, почему убитых так много именно здесь? А потом предположил, что тут два варианта. Либо эти бойцы погибли уэе на самой высотке, а немцы потом оттащили их метров за сто от линии траншей, либо они погибли тут, рядом. Гансы не стали "косить" их на пригорке, дождались, когда подойдут поближе, чтобы бить наверняка, а потом открыли шквальный огонь.
От мыслей меня отвлек голос Николая Пограницкого.
-----Послушайте, а если это десантники??. Ну либо первая , либо вторая бригада?? Они ведь без медальонов были?! Вот когда в Грязной Новинке могилу "подняли", там их десятки были и все без медальонов!-----
Признаюсь, поначалу я высказался в пользу это версии. Нет, ну не может же быть такое. когда третий год подряд работаем в "Демянском котле". И в каждой воронке обязательно находились и кости и медальоны. А тут??
Но потом, уже вернувшись, домой, списался с авторами сайтов посвященных десантникам.
http://mvdb1.ru/
http://mvdb2.mvdb1.ru/
И понял, что "десантная версия" права на жизнь в данном случае не имеет. Вот так.
Тогда может они из пополнения и не успели получить медальоны? Все может быть. Правды всей мы так и не узнаем.

Мы сделали все что могли. Солдаты больше не будут лежать как скот в воронке. Их отпоют и захоронят в Кневицах 22 июня 2017 года.Петры, Федоры, Игнаты, всех их давно оплакали дома, теперь, через 75 лет. с ними простятся жители села Кневицы.
И последнее. В той воронке их было девятнадцать. Молодых, взрослых все они погибли в марте 42-го. И вспомнив знаменитое" закончу пост словами "Имя ваше неизвестно. Подвиг Ваш бессмертен".
