Previous Entry Share Next Entry
Найдены корабли конвоя БД-5. Трагедия августа 1944-го.
zihuatanexo
Члены морской поисковой операции "Карская экспедиция - 2014" установили точные координаты гибели судов легендарного конвоя БД-5 в Карском море во время Великой Отечественной войны,.
Экспедиция, организованная компанией "Фертоинг" совместно с Русским географическим обществом и при поддержке правительства ЯНАО проходила с 17 по 26 сентября. На многофункциональном аварийно-спасательном судне "Спасатель Заборщиков" исследователи прошли 1,8 тыс. миль по маршруту порт Сабетта - остров Белуха - остров Белый - порт Мурманск.



Во время поисковой операции удалось зафиксировать точные координаты мест гибели ледокольного парохода "А.Сибиряков" (в двух милях от острова Белуха) и трагически погибших судов конвоя "БД-5" - "Марина Раскова" и тральщика ТЩ-114 (в двух и четырех милях от острова Белый соответственно).

До экспедиции только по местоположению затонувшего транспорта "Мария Раскова" существовало пять вариантов координат, три варианта - по ледоколу "А.Сибиряков".
В 2015 году планируется продолжить поисковую работу в рамках "Карских экспедиций". В частности, в следующем году пройдут подводные исследования найденных судов.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА,
Из Молотовска (ныне Северодвинск) 08.08.1944 г. вышел небольшой конвой «Белое море – Диксон № 5» («БД-5»). Основное судно – большой транспортный пароход «Марина Раскова» (водоизмещение 9083 т).


Теплоход Марина Раскова.jpg

На его борту находились 417 человек: экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе женщины и дети. В числе пассажиров было военнослужащие Беломорской Военной флотилии и гражданские специалисты, работающих в системе Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). Команда парохода «Марина Раскова» состояла из 51 человека, кроме того, на судне была небольшая военная команда из помощника капитана и пяти краснофлотцев (сигнальщики и зенитчики). На грузовом пароходе было размещено более 6000 тонн продовольственных и технических грузов для Карской военно-морской базы, «Нордвикстроя» и полярных станций ГУСМП. Капитаном «Марины Расковой» был опытный полярник В.А. Демидов.


Марина Раскова 2.jpg

Транспорт сопровождали три тральщика 6-го дивизиона тральщиков Бригады траления Охраны водного района Главной базы Северного флота американской постройки – ТЩ-114 (командир – капитан-лейтенант И.О. Панасюк), ТЩ-116 (командир – капитан-лейтенант В.А. Бабанов) и ТЩ-118 (командир – капитан-лейтенант С.М. Купцов). В публикациях используется аббревиатура серии тральщиков «АМ», «Т» и «ТЩ». Конвоем командовал командир БТ капитан 1 ранга А.З. Шмелев.

Марина Раскова 1.jpg

Конвой БД-5 обнаружила и сразу же атаковала немецкая субмарина U-365 (командир капитан-лейтенант Х. Ведемейер), применив новые гидроакустические торпеды.


u-365.jpg
U-376
Двенадцатого августа, в 19.57 в точке с координатами 73°22'N – 66°35'E (по другим данным – 73°20'N – 67°10'E или 73°18´N – 67°00´E) торпедирован транспорт «Марина Раскова». Благодаря умелым действиям команды парохода «Марина Раскова» в борьбе за живучесть судна, течь и угол крена транспорта удалось стабилизировать. Исходя из полученной информации, капитан 1 ранга А.З. Шмелев решил, что пароход «Марина Раскова» попал на минное поле.
12 августа, 20.04 – в 2 кабельтовых от транспорта торпедирован ТЩ-118. 20.30 – три взрыва на тральщике ТЩ-118, 20.31 – тральщик ТЩ-118 затонул. ТЩ-114 принял на борт около 200 человек, в том числе женщин и детей. 13 августа, 00.45. – взрыв на тральщике ТЩ-114 в середине корпуса. 00.49 (00.55) – тральщик ТЩ-114 скрылся под водой, спаслось несколько десятков человек. Тральщик ТЩ-116 направился к проливу Югорский Шар. Всего командой тральщика ТЩ-116 было подобрано по одним данным – 186 чел., по другим – 178 или 145. После ухода ТЩ-116 в море осталось по разным оценкам от 120 до 180 человек. 01.30 (01.53 или 02.15) – двумя торпедами добит и затонул транспорт «Марина Раскова». В 23.57 – тральщик ТЩ-116 встал на якорь в Хабарово.


Экипажи тральщиков.jpg

С 14 августа 1944 года проводилась поисково-спасательная операция силами СФ и ГУСМП. В ней приняли участие лётчики Карской ВМБ на гидросамолётах типа «Каталина» (, Новоземельской ВМБ, а также самолёты Управления полярной авиации ГУСМП. Силами авиации было спасено 71 (69) человек, один из них умер на борту самолёта. При спасении людей, обнаруженных в море и находившихся в шлюпках, экипажи самолётов проявили смелость, отвагу и самоотверженность. Совершил подвиг экипаж гидросамолёта под командованием М.И. Козлова. В сложных погодных условиях 23 августа 1944 года им удалось спасти 14 человек, находившихся в баркасе, на котором 10 дней назад было около 90 человек. В проведении поисково-спасательной операции принимали участие тральщики Северного флота. В конце августа 1944 года у мыса Рагозина на о. Белом найден кунгас с трупами людей, останки преданы земле. В 1947 году силами работников полярной станции на острове Белом было произведено перезахоронение. В данный момент местонахождение захоронения погибших участников конвоя БД-5 неизвестно. Третьего сентября 1944 года командующий БВФ вице-адмирал Ю.А. Пантелеев приказал поиски людей прекратить.
Трагедия унесла по имеющимся данным у организатора проведения международной поисковой операции «Конвой БД-5» 378 жизней советских военнослужащих и работников тыла из числа 752 участников конвоя. Погибли дети и большинство женщин. Судьба 51 человек неизвестна. Погибло 253 военнослужащих, проходивших службу на тральщике ТЩ-114, ТЩ-118, 37 авиабазе ВВС Беломорской военной флотилии, Карской военно-морской базе и 19 вольнонаёмных 37 авиабазы ВВС БВФ.
События, произошедшие 12 августа 1944 г. в 60 милях от острова Белый, являются самой трагической страницей внутренних конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике.
Дополнительная информация
http://www.uboat.net/boats/u365.htm
http://www.interfax-russia.ru/
http://www.polk.ru/forum/index.php?showtopic=1443
http://www.arctic-info.ru/
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=447.0
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=447.180

Последняя ссылка – там информация, где размещены записи из бортового журнала немецкой субмарины.

U- 365 Потоплена 13 декабря 1944 года в Северном Ледовитом океане к востоку от острова Ян-Майен в районе с координатами 70°43′ с. ш. 08°07′ в. д. (G) (O) глубинными бомбами с двух бипланов типа «Суордфиш» с британского эскортного авианосца.



50 погибших (весь экипаж).


  • 1
Страшное оружие эти подводные лодки

Безусловно...
Удар из-за угла.Точнее с глубины.

Это одна подлодка уничтожила столько кораблей?

Да.
Просто взрыв торпеды эскорт принял за подрыв на донной мине. И все - никакой бдительности.
Ну и кроме того, немецкие новейшие торпеды. От них просто невозможно было скрыться.

Мне кажется, что это произошло от расслабленности. Война-то заканчивалась.

Тут я думаю более роковую роль сыграла удаленность от театра военных действий.
Война заканчивалась, но субмарина пробралась очень далеко.

И это тоже. Но главное - не отработанность действий моряков.

Есть такое русское слово - безалаберность

Вот она и сработала. Извини, но ни в жисть не поверю, что несколько надводных кораблей не могли бы уйти от подлодки.

Кстати все корабли были "американцы" Тральщики в том числе - переданы по ленд-лизу.И с приборами там все было в порядке

Я ж говорю - человеческий фактор.

Я бы не был столь категоричным применять эти слова относительно истории конвоя БД-5. И не говорил бы о не подготовленности и не обученности наших моряков. Элементы этого, конечно, присутствовали. Менталитет не спрячешь и правила того времени тоже. Но и переносить эти слова на всех не стоит. Причин этой трагедии несколько, но меру их влияния на дальнейшие события могут определить военно-морские историки. Свою роль в трагедии сыграла и простая мука.

Что сейчас обсуждать. Людей то уже не вернешь...

Очередная годовщина завтра. Спасибо вам за материал.

Вечная память павшим ради живых..

  • 1
?

Log in

No account? Create an account